12+

Районная газета «Елховские просторы»

Главная / Статьи / Как слово наше отзовется…
26.03.2018 13:30
  • 13
  • 2

Категории:

Как слово наше отзовется…

Благодарность А. Н. Жукову

На фото: Анатолий Николаевич Жуков с председателем колхоза имени Н. Крупской М. Н. Костиным  (Ульяновская область, 1979 год

«И всюду, друг, нам быть с тобою

Птенцами сельского гнезда…»

Е. Ларин

«…Ехал повидать родное село, а оно пропало. Эка, хватился! — смеялись в автобусе колхозники. Да из твоей Хмелевки Иван Карась еще два года назад в соседний татарский Кубан перебрался. Последний хмелевский житель!».

Так начинает книгу о своем родном селе наш земляк Жуков Анатолий Николаевич, член Союза Писателей России, Лауреат Госпремии и элит премии за лучшие произведения о российской деревне. Заведовал отделом журнала «Новый мир». Сотрудник журнала «Сельская молодежь». Председатель комиссии по присуждению Шолоховской премии. Возглавлял издательство «Советский писатель». Служил секретарём правления Московской организации СП. Трудился на посту одного из руководителей Международного Сообщества Писательских Союзов. Мы, его односельчане, особенно гордимся достижениями нашего земляка в русской литературе и хотим рассказать об этом интересном человеке в год празднования 165–летия Самарской губернии.

Родился Анатолий Николаевич 5 января 1931 года в селе Новая Хмелевка Елховского района, Самарской области. Здесь прошло его военное, полуголодное, безотцовское детство. Здесь формировалось его мировоззрение, интерес к деревенской жизни, к людям села. Развилась и окрепла любовь к родной природе и литературе. Это определило смысл всей его дальнейшей жизни. Первый свой рассказ «Дружба» А. Жуков напечатал в военной газете «Защитник Родины» в городе Одесса, будучи солдатом Российской армии.

Можно ли считать этот рассказ началом писательства? Вряд ли, хотя жюри отметило его второй премией. Автор тогда только что закончил восьмой класс. В оставшиеся до увольнения два года рассчитывал завершить среднее образование, чтобы вернуться в родную деревню грамотным человеком. Грамотные были необходимы ей, а уезжать после армии в город он тогда не собирался. Впрочем, ведь и городу нужны были образованные люди, специалисты. В родном селе, в заволжской степи, где он рос, откуда ушел на войну и не вернулся отец, где в осиротевшей большой семье мальчик с двенадцати лет стал опорой, узнал всю тяжесть крестьянской работы, — там средней школы не было.

На свой первый рассказ, на публикацию и премию Анатолий Жуков посмотрел с удивлением и больше на писания от учебы и службы не отвлекался. К чтению он пристрастился с детства, в армии перечитал собрание сочинений своего любимого Чехова, чувство сравнения у младшего сержанта работало четко.

Ни о каком писательстве он тогда не мечтал

Дома, после службы, целиком ушел в работу. Село с трудом поднималось из военной разрухи, дела шли совсем не так хорошо и скоро, как хотелось бы, бестолковщины, неразберихи было не мало. Видимо чувствуя, что кроме обычного, повседневного труда он может помочь делу еще и словом, А. Жуков стал писать в местные газеты заметки, очерки о земляках, иногда рассказы. И так постепенно стал газетчиком.

На стареньком военном мотоцикле колесил по району, день ездил, день писал. Похоже ли это на писательский труд? Да нет, совсем не похоже.

Но именно тогда началось писательство. Копились впечатления, мысли, незабываемые встречи. Копились и вопросы, на которые ни школьные учебники (журналисту приходилось учить уроки: в армии закончить школу так и не удалось), ни газеты, ни даже сама жизнь ответов не давали. Уединенные ночные сидения за столом, начало писательства, первые рассказы Анатолия Жукова – не попытки ли это ответить на самые трудные вопросы, не поиски ли возможных ответов?..

Я думаю, что дело обстоит именно так. Более того: попытка осмыслить жизненную ситуацию, которую никак невозможно назвать однозначной, стремление выработать собственное отношение к ней, оценить, разобраться в побудительных причинах человеческих поступков разрешить сомнения – вот что и по сию пору движет этим пером. От книги к книге вопросы становятся все труднее, искать ответы на них тоже труднее. Рассказы, повести, романы пишутся медленно, но зато и каждая следующая книга будто ступенька наверх: к мудрости, доброте, простоте.

Самые первые его книжки, 1960 и 1962 годов, совсем тонки, обложки их ненадежны и невзрачны. Да и сами рассказы вряд ли кого-нибудь тогда удивили. В те годы расшевелить читательскую душу было не просто: имена возникали чуть не каждый месяц, много надежд и обещаний. Писали – да и говорили – конечно, о тех, чьи голоса звучали очень громко, многие иссякли после двух-трех книг и перестали писать. Единицы продолжают работать в литературе, обогащая ее. Жуков, никого не удививший своими первыми сборничками, из их числа. Более 50-ти лет своей жизни он посвятил писательскому труду.

А когда их сегодня перечитываешь, первые его книжки, то, в общем, понимаешь, почему получилось так а не иначе Незатейливость – то их, скорее, внешняя, потому что рассказы серьезные. Жизнь в них реальная. Люди живые. И кому-то, может быть, уже тогда помог молодой писатель своим словом ответить на какие-то вопросы, разрешить сомнения.

Потом был Литературный институт, бесчисленные командировки по стране от молодежного журнала, редакторская работа в издательстве. В разные годы выходили сборники повестей и рассказов. Их не так много, можно перечислить все: «Весенняя поверка», «Надежда», «Последняя шутка Гуляева», «Осенний крик журавлей», «Каждый отвечает за всех», «Здравствуй отец», «Счастливо доехать», «Необходимо для счастья». В 1977 году вышел роман «Дом для внука», а в 1985-м роман «Голова в облаках».

У всех перечисленных книг было одно общее свойство: с прилавков они исчезали с какой-то прямо замечательной простотой. А поскольку детективов Жуков не пишет, с телеэкрана публике не улыбается, журналисты за интервью к нему не спешат, то, стало быть, это исчезновение книг с прилавков явление чисто литературного свойства: читателям известно его простое имя, они ждут его книг.

«Дом для внука» переиздавался дважды, причем в 1980 году он вышел в журнале «Роман — газета». Это был большой двухмиллионный тираж. Но купить книжку было практически невозможно. В библиотеках же она выглядела весьма потрепанной, зачитанной (я брала, знаю), даже выписывала из Самарской областной библиотеки.

Союз писателей СССР присудил этому роману премию «За лучшее произведение о современной советской деревне».

Стало быть, это «деревенская проза»?

Нет, «Дом для внука» вовсе не похож ни на одно из произведений, которые мы объединяем понятием «деревенская проза».

Хотя действие происходит в селе и действуют, люди самые что ни на есть деревенские. На каком же тогда основании я так безоговорочно вывожу Анатолия Жукова за ряд любимых и почитаемых мною деревенщиков и ставлю его, на отдельное, только ему одному принадлежащее место?

Давайте внимательно посмотрим, что у него за село, какие люди, как, собственно, они действуют. Тогда будет ясно.

Его книги дали нам целую галерею портретов – прекрасные деревенские старики смотрят на нас добрыми, взыскующими истины глазами. Старики, так много вынесшие за свой век, так умеющие работать, терпеть, прощать, такие беззащитные перед нашим напором, перед нашим стремлением переделать жизнь по – своему. Уходящие, доживающие.Только редкие их черты воплотились в детях – в некоторых! в нетипичных! в лучших! в одиноких!…

А деревня! Когда-то многолюдная, радостная, полная всяческих сил и жизни становится все более убогой, неухоженной, некрасивой, безлюдной, жестокой, теряющей вековые нравственные устои, не берегущей землю. Уходящая деревня, умирающая…

Придет ли кому-нибудь в голову упрекнуть деревенщиков в неправде? Думаю, что нет. Жуков очень переживал за судьбу своего родного села, своей дорогой его сердцу Хмелёвки. Он чувствовал и свою вину в том, что села не стало. «Ведь мог и я вернуться в родные места. Мог поставить здесь свой дом, могли приехать сюда и мои два сына и тоже жить здесь…» — размышляет писатель в одной из своих повестей.

Но разве можно себе представить, что на свете уже нет Хмелевки, большого села, в котором родился Анатолий Жуков? Села, которое в его рассказе растет и строится, думает, как проложить дороги, пытается понять, почему в совхозе все вроде организовано лучше, разумнее, современнее, а себестоимость продукции выше – «черт знает почему». Очень красивого села, где живут старики, их взрослые дети, взрослеющие внуки – и старики вовсе не собираются сдаваться, живут, спорят, борются, отстаивают свои взгляды, делают дело, учат и поучают молодых.

Если мы посмотрим на себя со стороны, то без труда заметим, что всех нас память часто уводит в далекие годы, в прошлое, к нашим истокам. Поэтому мы и хотим осмыслить революционные события, годы индустриализации и коллективизации, думаем о гражданской войне, о перестройке… Мы пытаемся поставить себя на место тех, кто принимал решения в те годы, мысленно вершим все иначе, чтобы избежать лишних потерь. Народ прошедший такой путь, не может не думать. Тем более что события прошедших и давно прошедших лет до сих пор влияют на нашу жизнь. И будут влиять на жизнь наших детей, внуков, правнуков. Те вопросы не перестают и долго еще не перестанут быть для нас насущными.

Мы думаем, сомневаемся, спорим, и писатель будто слышит наши мысли. Он вместе с нами думает, сомневается, спорит. И вот уже мы с вами — вы и я – вошли в живую структуру романа, многомерную и многоцветную.

Читательская причастность к происходящему в книге – чувство редкое, свидетельство драгоценных свойств прозы. Не к этой ли причастности стремятся те, кто быстро раскупает книги Анатолия Жукова.

В 1985 году вышел в свет роман «Голова в облаках». Четыре повести, составляющие роман, сначала публиковались в журналах. Опять Хмелевка, те же герои. Только одни из них постарели, другие возмужали, третьи выросли. Время действия вплотную приблизились к нашим сегодняшним дням. И будто бы поменялась тональность повествования. Первый роман был очень серьезным, трагическим. Второй нельзя читать без улыбки. А то и без смеха. Когда в писательской организации обсуждали эту книгу, выступающие вспоминали и Гоголя, и Салтыкова-Щедрина, и Булгакова: все хотелось прислонить Жукова к какой-нибудь великой тени, чтобы назвать чьим-нибудь последователем.

Это, однако, было трудно. Книга сопротивлялась, никакие сравнения ей не были впору. И назвать сатирическим роман оказалось нельзя, потому что сатира – это ведь насмешка, осмеяние. Но Жуков никого и ничто не осмеивает, он всему происходящему знает объяснение, видит причины, а всех героев горячо и нежно любит. Может быть, это юмористический роман? Но юмор невинен, а во всех четырех повестях – острейшие проблемы нашей жизни.

Интересно и то, что Хмелевка невелика, а все хмелевские ситуации легко проецируются на любое село, на любой город.

Интересно и то, что этой книгой Жуков будто всем нам напоминает, что русский юмор, умение смеяться над собой и в самых трудных обстоятельствах – такая же родовая наша черта, черта национального характера, как трудолюбие, долготерпение, незлопамятность, умение прощать.

Если бы пришлось характеризовать писательскую манеру, в самую первую очередь я назвала бы вслед за сдержанностью, мужеством слога, вслед за точностью и простотой слова – остроумие, умение рассыпать афоризмы, словечки, шутки.

Рассказы и повести, написаны в разные годы. И нетрудно заметить, что некоторые из них биографичны. Интерес к личности пишущего традиционен для русской читающей публики и с сочувствием замечен еще Пушкиным. Жуков немало расскажет нам о себе в своих произведениях и мы увидим, что это не только о нем одном, а еще о целом поколении.

Этому поколению жизнь досталась нелегкая (отрочество пришлось на войну, юность на послевоенные годы), но интересная. Работы у них всегда было много, а что может быть интереснее в жизни для нормального человека?

Его книги всегда шли к читателю нелегко. Казались слишком беспокойными. и даже когда выходили, то не были на устах у критиков – по этой причине. Спокойнее казалось не говорить о них и не писать, храня ощущения всеобщей благодати. В «Литературной газете» печатать даже критические заметки о книгах А.Н. Жукова по распоряжению главного редактора В.Чаковского было запрещено.

На самом деле они, конечно, не были неблагополучнее самой жизни. Но они воспринимали, воспроизводили в жизнь ее события, проблемы, они всегда были верны по мысли. Исподволь, постепенно литературные произведения этого ряда как раз и готовили те перемены в нашей жизни, свидетелями которых мы стали сегодня.

Готовили своим постоянным вниманием к так называемому простому человеку, показывали, как нелегко ему бывает сохранить человеческое достоинство, как трудно ему выжимать из себя по капле раба, как надо помогать ему идти в полный рост, ни перед кем не сгибаясь и ни перед кем не заискивая.

Вокруг него были люди, сполна обладающие этими качествами

Многие произведения А. Жукова драматичны, но в истинной драме всегда есть оптимистический заряд, потому что в ней жизнь. Писатель не только видит, понимает, воспроизводит жизнь, обстоятельства, характеры, судьбы такими, как они есть. Он знает еще, какими они должны быть при нашем устройстве общества, и какими они обязательно будут.

Именно это дает его перу полноту постижения характеров, окрашивают слово сочувствием и сердечностью. По проникновенности написания его рассказы сравниваются с рассказами Василия Шукшина, а прямоте суждения писателя называют «волжским Солженицыным». Потому и мы, читая, будто участвуем в происходящем. Пропадает чувство чтения. Остается ощущение прожитой тобой жизни, воспоминания о близких тебе людях, вместе пережитых радостях и бедах.

Созданный им мир не только узнаваем, реален, он еще и обладает большой притягательной силой. В этом мире хочется жить, в нем легко и свободно дышится, пусть трудности, неустройства, проблемы. Всегда именно одно: вера писателя в праведность нашей жизни, в огромные потенции характера.

Главный герой Анатолия Жукова – крестьянин, кровный родственник писателя по социальным корням. Может быть, и эта родственность, близость вдыхает в героя жизнь.

Крестьянин… Традиционный герой русской литературы. Рабочая лошадка истории. Кормилец и хранитель великой державы, отчаянно боровшийся за свою жизнь. За исторически краткий срок он выдержал величайшие испытания, выстояв в революционных боях и войнах, в перестройке вековых жизненных устоев, при невероятном духовном и трудовом напряжении. Новые черты его облика, и внешнего и внутреннего мира, ярко видны с портретов, созданных А. Жуковым.

Я хочу особенно подробно остановиться на другом его романе «Вечерний благовест или реквием по Березовке». Березовка и Хмелевка – это два самых родных его села, которые слились для него в одном слове — Родина! Вот как он вспоминает Березовку того времени:

«Я помню Березовку большим, хлебосольным селом. Путников здесь встречали с большим почётом, всегда кормили, оставляли на ночлег, приглашали заезжать на обратном пути. Для меня Березовка – не просто реальное село, которое всю жизнь живет в моем сердце – это, в первую очередь символ нашей России. Об этом я никогда не забываю…»

А вот как он вспоминает Елховку:

«В Елховке, большом районном селе, я пробыл до самого вечера, пока в архиве разыскали свидетельство о моем рождении и выдали об этом справку. А половину дня лежал на лужайке возле их служебного дома, а вокруг меня щипал траву мой конь, привязанный за руку. Когда трава вокруг меня кончилась, он перетягивал меня в сторону, и я просыпался… »

Это было в июне 1947 года.

В конце романа писатель рассуждает:

«Знаете, почему умерла наша Березовка (подразумевается Хмелевка)? Да потому, что не спросилась у руководящих дядей, где ей родиться и стоять. Ей бы на сахарном волжском бережку, где рядом сосновый лес с грибами и ягодами – тогда ладно, живи. а наши «дураки-предки» 340 лет овражную степь обживали, земли эти от кочевников берегли. Назвать бы неперспективным сразу весь край и продать как Аляску и Алеуты 120 лет назад».

Хочется надеяться, что слова А. Жукова о смерти Березовки не окажутся пророческими, а она действительно будет символом России. Пока еще что-то можно сделать.

«Каждый отвечает за всех». Так названа одна из его книг. «Каждый отвечает за всех. Отвечает только каждый в отдельности. Только каждый в отдельности отвечает за всех» . Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери он взял эпиграфом к одной из самых сильных его повестей – «Одни». А больше нигде слов об ответственности не говорится. Но сама ответственность ощущается во всем.

Во всём, что происходит с деревней Жуков винил и себя, видел и свою вину в том, что уехал в город, покинул свою малую родину. Он был очень ответственным человеком.

Ответственность перед словом: в его книге мы не встретим слов праздных, напрасных, необязательных. Ответственность перед читателем: осознание своего писательского долга в том, чтобы своей работой помогать соотечественникам, пониманием слова как дела. ответственность перед литературой: нельзя ходить по тропам, протоптанными другими и до тебя, надо прокладывать свои пути.

Есть внутри человека сила, которая и определяет его судьбу. Жукова заставил стать писателем литературный талант, о котором сам он и не догадывался. Этот талант и заставлял его искать ответа на вопросы, поставленные жизнью. «Самое поразительное, — говорит А. Жуков, что писать я сажусь только тогда, когда мне что-то неясно, когда я чего-то не понимаю в тех или иных событиях, людях или в жизни… А когда все понятно — писать не станешь, даже мысли не возникнет, а станешь – из тщеславия или по другой грешной причине – выйдет искусственно, назидательно, плохо».

По роману «Судить Адама!» был поставлен двухсерийный фильм-комедия «Поединок». В фильме снимались такие известные артисты как Лев Дуров, Галина Польских, Лия Ахеджакова, Александр Панкратов-Чёрный…Роль самого писателя исполнил Владимир Самойлов. А действие фильма разворачивается всё в той же Хмелёвке, вокруг той же старой полуразвалившейся церкви. Фильм не потерял актуальности и в наши дни. Последняя его книга называлась «Неслучайные встречи» и вышла в свет уже после смерти писателя. Писатель трепетно и тщательно готовил книгу к печати, но — увы — подержать её в руках не пришлось. В неё собраны дорогие его сердцу воспоминания о людях, с которыми ему посчастливилось общаться: Николай Благов, Николай Рубцов, Александр Проханов… Сборник стал прощальным признанием в любви друзьям, данью памяти навек ушедшим, благословением и напутствием ко всем живущим. «…вокруг меня, рядом со мной живут прекрасные, неповторимые, удивительные люди…Когда я почувствую, узнаю, что ты понимаешь меня, веришь мне, что ты видишь этот мир таким же, каким вижу я, стараясь постичь во всей нетленной мудрости и простоте, тогда не стоит говорить, о нашем одиночестве и временности на земле – если люди в понимании близки, то мир вечен». Жизнь писателя не баловала: он схоронил двух сыновей и дочь.

Анатолий Николаевич Жуков очень хотел посетить родные края, но из-за проблем со здоровьем это было невозможно. Последнее время он очень тяжело болел, был «прикован к костылям». А 21 февраля 2013 года его не стало. Не стало доброго и честного человека. Настоящего певца русской деревни. Как писали в «Литературной газете» №9 за 2014 год , что вместе с писателем умер целый мир, безбрежный, буйно красивый, богатый и щедрый, бесконечный и безначальный…

Творчество писателя особенно хорошо известно в соседней с нами Ульяновской области. 6 октября я была приглашена в Новосёлковскую библиотеку (с-з им. Крупской) на мероприятие «Душа просится к истокам», посвящённое 85-летию писателя и присвоению этой библиотеке имени писателя Жукова. Было большое торжество. Приехали представители из г. Ульяновска с отдела культуры, из библиотеки им. Ленина г. Ульяновска, представители отдела культуры г.Димитровграда, краеведы, писатели, библиотекари района, друзья писателя, его сёстры. Было сказано много тёплых слов о писателе. В конце торжества было предложено установить памятную доску с именем писателя на здание библиотеки. Я предлагаю поставить такую же памятную доску в его родной Хмелевке, где восстанавливается храм, где молятся за все сёла, за всю Россию. Ведь писатель подарил Хмелёвке вторую жизнь. Хмелёвка теперь будет жить вечно в его рассказах. Этим он сделал самое главное дело в своей жизни.

В нашей школе в Музее истории села Берёзовка есть стенд, посвящённый творчеству писателя Жукова А.Н., проводилась районная читательская конференция учащихся школ нашего района по произведениям писателя (2009 год). В 2013 году в газете «Самарские известия» опубликована статья В. Ерёменко «Певец родной Хмелёвки» о нашем выдающемся земляке. Коллектив ГБОУ ООШ с. Берёзовка планирует продолжить работу по изучению творчества писателя и дальше.

Я благодарю судьбу, что она свела меня с этим замечательным человеком, что я имела возможность с ним переписываться, рассказывать ему о сегодняшней жизни деревни, горжусь, что мы с ним – земляки, и благодарю его за любовь и преданность родному краю.

«АНАТОЛИЮ ЖУКОВУ»

Когда на книги я бросаю,

Хотя бы даже беглый взгляд,

То я невольно вспоминаю

Тебя, мой друг и мой собрат.

Ведь с именами золотыми,

Чья мудрость славится в веках,

В одном ряду и твое имя

На многих книжных корешках.

И вот беру любовно в руки

С твоим романом толстый том,

И открываю «Дом для внука»,

Как будто дверь в отцовский дом.

Как будто в мой родной поселок

Меня ты мигом перенес,

И светлой памяти осколок

Разбередил в душе до слез.

Ах, как он мил и как знаком он,

Родимый с детства уголок.

Очаг родительского дома

И деревенский говорок.

Я вижу утренние зори

И дым над каждою избой,

И степь безбрежную, как море,

И море нивы золотой.

И в миг нахлынувшей теплыни

Душа от строк твоих светла,

И пахнет горечью полыни,

И огородами села,

И ароматом желтой жнивы,

И караваем из печи,

И даже щами из крапивы,

И пашней черной, как грачи.

Земля натруженно дышала,

Вбирая солнышко тепло.

Она с пеленок нас питала

Всем, что на ней расти могло.

Она нас делать хлеб учила,

Что был нечасто на столе,

Но отдавали мы все силы

и сердце матушке-земле.

Спасибо, друг, за труд великий

За то, что память разбудил,

За то, что доброй своей книгой,

Как на экскурсию сводил.

Ласкаю книгу твою взглядом,

Листая бережно листы.

Со мною книги твои рядом

И с каждой книгой рядом ты.

Я их читаю с наслажденьем

И в каждой строчке узнаю

Твое гражданское горенье,

Твою любовь и откровение,

Твоей души сердцебиение

И боль твою, и … боль мою.

Своей крестьянскою судьбою

Мы породнились навсегда.

И всюду, друг, нам быть с тобою

птенцами сельского гнезда.

Е. Ларин

Автор: Наталья Жукова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх