Меню
12+

Районная газета «Елховские просторы»

07.11.2016 13:01 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 (616) от 16.07.2016 г.

Кисточка в "Божьих руках"

Григорий Журавлев

23 июня мы по приглашению «Союза журналистов Самарской области» побывали в удивительном месте – это село Утевка Нефтегорского района. О своем маленьком путешествии и об истории этого села мы и хотим рассказать нашим читателям.

Утевка, или Утевочка, как её ласково и с любовью называют местные жители, — самое крупное село района, поэтому до строительства города Нефтегорска, ставшего районным центром, именно Утёвка была долгое время районным центром.
История Утевки
По устным преданиям поселение было заложено в 1742 году казаком Селезнёвым, переселившимся в эти места из Красно-Самарской крепости, располагавшейся в 5-ти верстах от этого места на реке Самаре, и построившим хутор между двумя речками — левыми притоками реки Самары, ныне носящими названия Курни и Утёвочка. А приблизительно в 1747—1752 годах рядом с хутором Селезнёва стали селиться крестьяне, переселявшиеся в эти места из Пензенской губернии.
По одним сведениям название села — Утёвка, а в дальнейшем и речки Утёвочки произошло от того, что жители Красно-Самарской крепости стали называть поселенцев, поселившихся рядом с Селезнёвым, утятами. По другим сведениям первоначально поселение называлось Селезнёвка. Одними из первых поселенцев в этих местах были семьи Киселевых, Утовкиных и Клюевых. Утовкин поселился на левом берегу одной из речек, которая в дальнейшем получила по его фамилии название Утёвочка, а вслед за этим и всё село стали называть Утёвкой.
Но, пожалуй, самым известным Утёвским жителем, оставившим в истории свой яркий творческий и человеческий след, является житель села Григорий Николаевич Журавлёв — безрукий и безногий художник-самоучка, расписавший храм Святой Троицы в селе Утёвка, написавший немало икон и создававший яркие, запоминающие портреты своих земляков и современников.
Храм Святой Троицы
Храм Святой Троицы был построен в 1892 году и внешне он очень праздничный, с высокими сводами, с большим синим куполом со звездами, с сияющим золотом крестом. Он поражает своим величием, крепостью и мощью. Внутри храма — большие, полустертые фрески, от которых исходит свет нерукотворных икон Григория Журавлева. Непередаваемый уют тихой сельской церкви; немногочисленные прихожане и очень строгий батюшка Александр Копач, отдавший этому месту более 27 лет своей жизни. Акустика здесь поразительная. Для этого наверху в стенах встроены специальные горшки. И когда народу мало, даже шорох слышен.
Расписанный свод храма поразит даже людей, не знающих судьбу Григория Журавлeва, рожденного со страшным недугом, но имевшим глубокую веру и силу духа. Он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нeм, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадeжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.
«Се, Человек»
Про Григория Журавлева узнали в 1963 году, когда в Югославии сербский историк живописи Здравко Каймакович в православной церкви села Пурачиц обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: "Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года".
Здравко Каймакович написал об этом в СССР и через Государственный архив СССР получил подтверждение тех сведений, которые были написаны белой краской на оборотной стороне иконы: иконописец – Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году – действительно был от рождения лишен рук и ног. Вскоре руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов узнает об этой находке, и между ними завязывается переписка.
Способность к рисованию у Григория проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. У них создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий.
Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую.
Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал писать. Доска должна была лежать на столе ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.
В 22 года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Сам Господь Бог помогал Григорию – иконописцу, не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это – подвиг по Христу. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы.
Роспись храма
Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвы давали силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке у него образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Сидя после работы за столом не мог есть от боли во рту.
Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию.
Через несколько лет работа была закончена, и на освящение храма прибыла вся губерния. Несказанная небесная красота росписи поразила всех: в сияющих красках словно ожили Ветхий и Новый Завет...
Последней работой Григория был Богородичный образ «Благоуханный цвет». Рассказывали, что в ночь перед смертью он беспокойно метался по постели и просил, чтобы пришел Ангел Божий и дописал икону. Умер он утром 15 февраля 1916 года. Когда пришел заказчик за иконой, она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону — осталось загадкой. Возможно, это сделал брат Афанасий. Похоронили Григория Журавлева в церковной ограде расписанного им Троицкого храма. На могиле, как он и просил, поставили простой крест и написали на нем: «Се, Человек».
Работы Григория Журавлева и их судьба
Иконы работы Григория Журавлева разошлись по России, да и по всему миру. Есть они в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Образ святых Кирилла и Мефодия, найденный в Боснии, вернулся на родину автора и находится в Самарском церковно-историческом музее. А вот уникальная роспись утёвского храма не сохранилась.
После революции Свято-Троицкую церковь в Утёвке превратили, как было тогда принято, в склад. Росписи Журавлева начали осыпаться и большей частью погибли совсем. К счастью, часть ликов спасли жители Утёвки — разобрали по домам и хранили до лучших времен. Теперь храм возвращен Церкви и восстанавливается, а односельчане бережно хранят память о Григории. Настоятель храма протоиерей Анатолий Копач рассказывает: «Уже поднимался вопрос, чтобы канонизировать Григория Журавлева как местнопочитаемого святого, но некоторые говорят, что нет от него чудес. А разве не чудо, что мы в такое трудное время построили колокольню, поставили на нее купол и водрузили крест! Я считаю, что это чудо. И я чувствую духовную помощь Григория Журавлева, потому что если бы не было ее, вряд ли бы мы что-нибудь сделали».
Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. Губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву написать икону святителя Алексия – небесного покровителя Самары для кафедрального соборного храма Христа Спасителя.
Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно.
Слава не обошла Григория Журавлёва. Для современников был очевиден его талант. Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа. Всегда весёлый, жизнерадостный, поддерживал людей, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
Знаете, что поразило больше всего нас: это то, насколько бережно утевцы относятся к истории своей малой родины. В здании сельского дома культуры созданы два музейных павильона, рассказывающих о жизни и творчестве Григория Журавлева, чья судьба неразрывно связана с родной Утевкой. Батюшка Александр Копач активно занимается сохранением всего того, что связано с именем Журавлева, да и вобще с далеким прошлым Утевки: именно благодаря ему появились многие музейные экспонаты, а помогают ему в этом благом деле всем селом. Как следствие этого, в Утевке началось развитие туризма, сюда приезжают на экскурсии с разных уголков нашей страны, чтобы прикоснуться и увидеть чудо – иконы и фрески удивительного творца Григория Журавлева.

Настоятель  храма Святой Троицы в селе Утевка, протоиерей Анатолий Копач

Внутреннее убранство храма Святой Троицы, в котором находятся многие иконы Григория Журавлева

Храм Святой Троицы в Утевке

Центральный вход в храм Святой Троицы

Благоустроенная территория храма Святой Троицы

Старый колокол из разрушенного храма Святой Троицы, бережно хранящийся сегодня в новом храме

Работы Григория Журавлева в храме Святой Троицы

свод храма Святой Троицы

Негасимая лампада

Облагороженный колодец на территории храма

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

115