Меню
12+

Районная газета «Елховские просторы»

05.09.2016 15:31 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21  от 04.06.2016 г.

И след, и путь поэта на земле елховской

В последнее время историки и исследователи-пушкинисты открывают все новые вехи в судьбе А.С.Пушкина. Возникают новые гипотезы, предположения. В нашем регионе интересен факт пребывания поэта в Симбирске, Языкове, Самаре, Сызрани, Оренбурге в 1833 году, когда он занимался написанием своей документальной повести о бунте Е.Пугачева.

До последнего времени казалось, что исследован каждый отрезок его пути от Симбирска до Оренбурга. Но вот появились исследования Ю.Я.Славянского «Поездка А.С.Пушкина в Поволжье и на Урал»,  где прослежен весь путь поэта со всеми тогдашними почтовыми станциями.

Особенно интересны работы мелекесских исследователей данной темы: А.Пантюхина «Пушкин в Мелекессе» и Ф.Касимова «Проездом через Мелекесс».

Взяв за данность факт признания самого Александра Сергеевича в письме к жене, что он 13 сентября 1833 г. отказался по ряду причин (в том числе и того, что дорогу его лошадям перебежал заяц…) от поездки по тракту на Сызрань, — исследователи, независимо друг от друга, пришли к выводу, что иного пути у поэта, кроме тракта на Мелекесс, не было. Пушкин в дневниках указывает, что избрав иной путь, он 15 сентября выехал из Симбирска по Петровскому спуску. А с него можно было попасть только на Оренбургский этапный тракт. Именно здесь располагались перегонные почтовые станции, конюшни, дома для заезжих, трактиры.

Причем, на расстоянии 60-80 верст друг от друга. Из Симбирска тракт пролегал до Бряндино, оттуда через Мелекесс, Филипповку – на Березовку – Елховку – Красный Яр – Бугуруслан – до Оренбурга.

Ф.Касимов специально оговаривается: «…было две дороги, ведущие к югу. Одна из них вдоль берега по направлению к селу Никольскому-на-Черемшане. Но это была старая дорога, уже потерявшая свое прежнее значение. Ее использовали только для поездок в приволжские поместья». Следует вспомнить, что именовалась она «скотопрогонным трактом» или «бараньей дорогой». Естественно, что ни о каких почтовых станциях на ней – речи не шло. Кроме того, здесь было несколько сложных переправ через Волгу, Черемшан, Бирлю и другие степные речушки…

А вот, описывая в своих дневниках Оренбургский этапный тракт, Александр Сергеевич почти восторженно замечает, что «… по станциям везде по 6 лошадей, а почта ходит 4 раза в неделю».

Когда, убежденные в правильности выводов историков и писателей, власти в Димитровграде основали свой Пушкинский день в честь пребывания поэта в городке, и он вошел в орбиту российского, тогда там был установлен памятный верстовой столб, отмечающий место почтовой станции, где Пушкину меняли лошадей. И  словно ожил шумный двор, где суетятся ямщики и конюхи, храпят взмыленные кони. Смотритель станции покрикивает не нерасторопных зевак, поддерживает порядок. Раздается звон бубенцов, скрипят полозья, бранятся нетерпеливые проезжающие…

Оренбургский тракт был не только этапным. Это была торговая и почтовая дорога, связующая Симбирск с Самарой, Уфой, Оренбургом. Из пушкинских дневников мы узнаем, что он побывал и в Самаре…

- Попасть в Самару и Оренбург можно кратчайшим путем именно через Филипповку – Березовку –Елховку и Красный Яр, — поделился с нашей газетой своими выводами член Союза писателей России и кандидат наук Ф.Д.Касимов. – И, если брать число перегонов и равные отрезки пути, где меняли лошадей, то получится, что А.С.Пушкин мог проезжать и через Елховку, побывать на здешней почтовой станции, постоловаться. Иного пути, существовавшего тогда, я не вижу…

Если учесть, что в Елховке уже тогда существовала пожарная каланча, словно маяк, сообщавшая о верном направлении путникам звоном своего колокола, — то можно сделать допуск – А.С.Пушкин мог проездом быть и в Елховке. А это ко многому обязывает. Помогает по-новому взглянуть на пушкинские дни, которые широко отмечаются в нашей стране.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51