Меню
12+

Районная газета «Елховские просторы»

08.10.2018 15:02 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 (643) от 21.01.2017 г.

ВОДА ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА

Автор: Редакция Свято-Троицкой церкви с. Елховка (по материалам православной прессы)

Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами и кажется, что почти весь мир верует и идет за Христом. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день.

Как показывает практика, далеко не все «стояльцы» понимают, что крещенская вода — это не волшебное снадобье, и ни микстура, которая автоматически исцеляет от всех бед, а нечто совершенно иное, требующее от человека гораздо более глубокого погружения «в пред-мет».

Предлагаем читателям ряд самых распространенных крещенских заблуждений с их по-следующим разоблачением, составленный клириками храмов.

Заблуждение №1: крещенская вода очищает от греха.

Самое дремучее и распространенное заблуждение. Заключается в отношении к святой воде как к некому универсальному лекарству, способному исцелить от всех болезней.

Обычно даже нецерковные люди где-то на уровне подсознания считают, что болезнь дается человеку по грехам. Однако предпринять какой-то серьезный, глубокий шаг, чтобы с этим спра-виться, они не могут. Ежедневному кропотливому труду над своей душой и жизни по заповедям они предпочитают простой выход — раз в год испить крещенской воды. При этом зачастую наде-яться не столько на чудо, сколько на некий магический механизм. Как игрок в казино бросает мо-нету и ждет, выпадут три семерки или нет, так и в случае с крещенской водой человек на «всякий пожарный» прощупывает почву — а вдруг сработает? К сожалению, наш народ поражен духовной проказой — магическим отношением к жизни. А магия невозможна без каких-то вещественных подтверждений: кумиров, идолов, разных фэншуйских штучек, которые сейчас очень популярны. И крещенская вода для людей нецерковных — это такой собирательный символ всего магическо-го, таинственного, что есть в Церкви. При этом главный смысл церковной жизни — спасение души — они, как правило, упускают.

Заблуждение № 2: вода в крещенской купели «сильнее» той, что дают в церкви.

Особенно забавное заблуждение. Свойственно людям, «фанатеющим» здоровым образом жизни и моржеванием. Они полагают, что наиболее «гарантированное» очищение от греха можно получить, искупавшись в проруби. Купание в купели, вырезанной в виде креста, считается более сильным средством, чем просто питие крещенской воды. Дескать, одно дело принять частицу свя-тыни внутрь, и совсем другое погрузиться в нее целиком. Такое погружение не только «вымыва-ет» из человека все накопившиеся за год грехи, но и дает ему некий антигреховный «иммунитет», своего рода духовную страховку от греха на весь последующий год. С этого момента что бы ни делал человек, как бы себя ни вел, грех к нему «не пристанет». И чем ледянее вода, тем «эффек-тивнее» защита. Это суеверие, в котором человека невозможно переубедить до тех пор, пока он не захочет разобраться в истинном смысле таких понятий как грех и очищение от греха.

Заблуждение № 3: крещенская вода заменяет причастие.

Часто встречается среди религиозно продвинутых, но еще до конца не воцерковленных лю-дей. Такой человек знает, что такое причастие, понимает его исключительно важный смысл, сам когда-то причащался, помнит связанные с этим эмоции и переживания, но поскольку теперь это событие, как он сам считает, для него невероятно трудно, то стремиться ограничиться крещенской водой.

На самом деле употребление крещенской воды не имеет никакого отношения к причастию, которое совершается в церкви, и уж тем более его не заменяет. Причащаясь Тела и Крови Христо-вых, человек соединяется с Божеством, что называется, напрямую. А крещенская вода — это свя-тыня, через которую человек приобщается той благодати, которая изливается в мир через Церковь. Тот же принцип действует в отношении других православных святынь — просфоры, соборного масла, мощей святых и т.д.

Заблуждение № 4: в Крещенскую ночь достаточно купания в душе.

Есть мнение, что поскольку в ночь на Крещение «освящается всех вод естество», то полу-чить свою «порцию» благодати можно, купаясь под обычным душем или приняв в полночь «кре-щенскую» ванну.

Вопрос настолько деликатный, что даже церковные люди в нем иногда расходятся. С одной стороны, если человек больной и не может прийти в храм, и у него нет никого, кто бы мог ему крещенскую воду принести, и этот человек в праздник Крещения совершает такое омовение или просто набирает воду из-под крана, ему подается благодать. Но если человек имеет возможность пойти в храм, но не делает этого, предпочитая молитвенной службе ночной моцион в душе, то, сколько бы он ни купался, все это будет обычной физкультурой, которая поможет ему ровно на-столько, насколько взбадривает человека простое омовение прохладной водой. В конечном итоге все зависит от веры в то, что благодатная жизнь все же доступна для человека, но она как бы ох-раняется Богом, находится под замком. Наша задача правильно подобрать ключик к этому замку. А если человек пытается его взломать или воздействовать на него ключом магическим, то Господь этот замок не откроет. Не потому, что Ему жалко, а потому что человеку это будет вредно. Если человек, приступив таким образом к святыне, почувствует облегчение или исцеление, это укрепит его во мнении, что прибегать к помощи Божией можно такими разовыми набегами, с помощью ночных купаний в душе.

Что же такое святая вода?

Крещенская вода — это великая святыня, через которую, при правильном к ней отношении, человеку сообщается благодатная сила. Она поддерживает человека в трудные дни его жизни, в том числе, когда ему плохо физически. Эта сила сообщается воде через молитву, во время Чина великого освящения, который совершается в церкви дважды. Первый раз в канун праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, сразу после утренней литургии. И второй — непосредственно в день Крещения, 19 января. Таким образом, человек, пьющий крещенскую воду, фактически полу-чает от Бога помощь. Вопреки распространенным заблуждениям о том, что святая вода это лекар-ство от всех бед, ее основное назначение — не телесное, а духовное подкрепление человека. По-лучая через воду Божественную благодать, человек получает не волшебную пилюлю, которая ис-целит его от болезней, а силы для борьбы с их истинной причиной — грехом. Набрать святую воду можно в течение шести дней вплоть до отдания праздника.

Как правильно употреблять святую воду?

Крещенскую воду обычно выпивают с утра, натощак, заедая кусочком принесенной из храма просфорки и произнося определенную молитву «на принятие святой воды». Особенно хорошо иметь крещенскую воду в случае, если человек болен и не может присутствовать на литургии, или просто в будний день.

Почему именно вода?

Благодать по своей природе невещественна, это духовная субстанция, источником которой является Бог. Она дает жизнь всему живому, благодаря ее божественному действию мы существу-ем и дышим. Но поскольку мы живем все-таки в вещественном мире, Бог использует какие-то ве-щественные предметы как некий проводник благодати. И одним из главных таких веществ являет-ся вода. Благодаря своим свойствам вода удобнее всего проникает в наш материальный мир. Все живое, в том числе и организм человека, на 80% состоит из воды. Вода — это жизнь, в отличие от, например, песка, который жизни не дает.

Для чего нужна святая вода?

Главное в жизни человека — это его общение с Богом. Все что нужно для жизни, человек по-лучает от Бога. Но человек настолько слаб, что зачастую не может поднять руку, чтобы взять то, что ему дается. Она у него как плеть висит, он словно сухорукий. На этот случай у Церкви суще-ствуют «вспомогательные» средства, одним из которых является крещенская вода. Она укрепляет его духовные силы для того, чтобы он смог эту руку поднять.

Однако, обычно выпив святой воды, человек ею не удовлетворяется. Он чувствует в себе не-кую силу, некую инерцию духовного движения, но не понимает, что с этой силой делать, в какое русло ее направить. Если человек насыщается крещенской воды, но дальше не делает движений навстречу Богу, то получается, что человек попил крещенской воды зря. Бывает, что от такого бездумного прикосновения к святыне у человека возникает некое томление. Отсюда все эти кре-щенские купания с напитками, которые часто заканчиваются банальной дракой.

Человек не может жить без радости, без праздника. Но поскольку истинную радость он упускает, то начинает догонять ее другими средствами, в том числе алкоголем.

Праздник Крещения Господня это не день массового набора святой воды. Этот празд-ник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со свя-тыней.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0