Меню
12+

Районная газета «Елховские просторы»

18.06.2018 13:12 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 (631) от 29.10.2016 г.

Патриотизм прививается с детства

Автор: Е. В. Курунтяева
воспитатель детского сада "Улыбка"
Источник: Фото с сайта: https://cont.ws/@adviser095/722798

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу (селу), к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу (селу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должны стремиться воспитатель и родители?

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу (селу), к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом (селом), родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного и целенаправленного воздействия на ребенка. Взрослые должны стремиться систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу и к своей стране, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание; включив различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность и др. Особое место отводиться произведениям детской художественной литературы.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий. Прежде всего необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, её культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путем установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация – сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности дошкольников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, которые еще фрагментарны, разрозненны. Поэтому воспитательная система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни. Большое внимание воспитателей и родителей должно уделяться содержанию детской деятельности. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, формируют у него начальные чувства любви к Родине (отношение к людям, труду, своим обязанностям). Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания: во время образовательной деятельности решаются задачи для познавательного развития ребенка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.

Патриотическое воспитание включается в образовательную деятельность 1-2 раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Полученные знания, закрепляются в различных формах работы вне образовательной деятельности. И в течении всего года взрослые должны несколько раз возвращаться к тому, что дети узнали ранее.

При знакомстве дошкольников с историей родного города (села), родной страны, взрослому приходиться многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит воспримет ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. При рассказывании необходимо помнить следующее.

•По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

•Составляя рассказ, взрослый должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ взрослого превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

•Рассказывая о каких-то исторических событиях, взрослому не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д.

•Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например «князь», «полководец» и пр. следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.

•В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города (села), им часто рассказывают о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Знакомя детей с родным городом (селом) и родной страной, необходимо учитывать, что информация, данная взрослым, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, что он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Взрослые должны научить дошкольника замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21